Главная | Правила сайта | Мой профиль | Выход | Почта() | Вы вошли как Гость | Привет, Гость
Litory

Сетевой литературный проект

Форма входа
Меню сайта

Категории каталога
Статьи [47]
Очерки [4]
Рецензии [5]

Друзья сайта
    Система авторегистрации в каталогах, статьи про раскрутку сайтов, web дизайн, flash, photoshop, хостинг, рассылки; форум, баннерная сеть, каталог сайтов, услуги продвижения и рекламы сайтов fc-games ЛитКлуб Goneliterane  Да здравствую я! Что хочет автор Русская рыбалка Youngblood livejournal Create a free website vikislovar

Мини-чат

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Очерки

Двумерность психологической прозы.
Страницу и огонь, зерно и жернова, 
Секиры острие и усеченный волос- 
Бог сохраняет все; особенно- слова 
Прощенья и любви, как собственный свой голос..... 
И. Бродский 

« Пишущий стихотворение ... пишет его не потому, что он расчитывает на посмертную славу, хотя часто и надеется, что стихотворение его переживет, пусть ненадолго... пишущий стихотворение пишет его прежде всего потому, что стихосложение – колоссальный ускоритель сознания, мышления, мироощущения. И испытав это ускорение единожды, человек уже не в состоянии отказаться от повторения этого опыта, он впадает в зависимость от этого процесса, как впадают в зависимость от наркотиков или алкоголя...» 
И. Бродский , Нобелевская лекция.


  Мир прозы Кайлин – сложная, но целостная система. Ее существование и функционирование определяются постоянным набором параметров. И важнейший из них- двумерность повествования. 
Не ошибусь, если скажу, что Кайлин – это лучший автор – мистик на нашем сайте. 
Не ошибусь, если скажу, что читая Кайлин, погружаешься в просто потаенный мир , мир человеческого подсознания, сна, видения, точно подглядывание за ним в замочную скважину, осознаешь его слабости, его желания, его мысли. 
Автор всегда преподносит человека не как субъект, а как нечто отдельное от физического тела. Душу. Ее двойственность и многоэтажность, многослойность, разделяющую границы времени и мира. 
Сюжет всегда двоится : предстает взаимодействием людей, личностей и взаимоотношением абсолютно абстрактных категорий или явлений, поэтому и создается впечатление многослойности, а герой выступает и как живой , реальный характер, и как персонификация. То есть он оборотень где- то внутри себя, и живой человек( телесная оболочка реальности) заглушает в нем темную сторону или же наоборот , выбрасывает на поверхность , как при извержении вулкана. 
И тогда действует уже излюбленный автором прием – воображаемый щелчок. Воображаемый щелчок, перекрывающий доступ воздуха- человек и его инстинкты. Его темные стороны, его жестокость , а иногда даже унижение перед самим собой на фоне чего –то невыносимо серого и грязного.
Я бы не сказала , что проза Кайлин – только выдумка- мистика. Я бы все- таки отнесла ее творчество к реальности, возможно, где- то и в сюрреалистической обработке, потому что сам текст всегда состоит из детализирования и слишком выпуклых деталей, как у писателей сюрреалистов. 
Но.. несмотря на все это, есть в произведениях и моменты абстракции, такой чуть заметной, кое- где только в штрихах , абстракции, свойственной постмодернистической литературе, особенно кубистам. Углы- выпирающие углы, сравнения, несовместимость с точки зрения здравого смысла явлений, ритмические сбои, которые всегда наращивают, угнетают, уже и без того слишком мрачную картину, и множество других способов, делающих творчество писателя целостным и организованным, эстетически целостным, поскольку произведение всегда должно быть соткано из разнообразных узоров. 
А чтобы понять эти узоры, необходимо просто читать их. Вчитываться в каждую строчку, выделяя и детали, и элементы вне контекста, поскольку элемент – это всего лишь мельчайшая единица текста, скажем даже, деталь орнамента, без которой ткань текста рассыпится или расплывется. 

Итак, лучшие произведения Кайлин : 

« Игра в желание» 

Очень тонкий рассказ. В плане психологии и мировосприятия. Опять же можно рассмотреть его двуплановость или двумерность, потому что с одной стороны, это Украденное зло перешедшее( перебежавшее) в другого, у которого опять же свое Зло. 
Так что же это мщение? Тем не менее, я считаю, что это Наказание. Смерть- как наказание за желание, довольное грубое, почти звериное желание. Страсть как наказание за наслаждение. Почти нитшевское понятие личности. Раздвоение- как страх и побежденность, стертая грань между реальностью и потусторонним миром бытия, подсознанием сущности, обыденности даже. 
Рассказ наполнен очень выпуклыми деталями, отчужденностью, и хотя повествование ведется от первого лица- автор все- таки сохраняет право за собой. 
За автором последнее слово.... 

« Коктейль видений ». 

На мой взгляд, рассказ очень страшный . Не по типу повествования, а скорее всего, по своей задумке. 
Если бы кто- нибудь попросил выделить тут цвета- а их тут не менее десяти- я все- таки назвала бы черный. Жуткий. Страшный. Мрачный. 
Рассказ, основанный на – мне показалось- очень личностном восприятии автором многих переломных моментов в жизни. 
Т. е. сначала – это , как кажется на первый взляд, это рассказ об очень непростых, даже запутанных отношениях мужчины и женщины. ( Мужа и жены?)
Но если копнуть глубже, это чисто психологический прием- выдуманность, нереальность проникает в реальную жизнь главной героини, становясь ее врагом и .. сладостной стороной ее реальной жизни. 
Текст подается как антитеза. Здесь полное противопоставление двух миров, на первый взгляд, совершенно не совместимых, но тут же рядом и сходство этих текстуальных элементов, почти аналитическая постановка сюжета. Запутанность, тьма, в которую погружен весь рассказ. 
Очень спорный текст.., потому что выделить в нем можно как минимум три слоя «подкожного» содержания. 

« Белый Бог» 

Возможно, более легкий для восприятия читателя. 
Но нельзя сказать, что слишком простой. Потому что в основе полилог ( а кажется, что только диалог ) между врачом и больным( маньком) , мотивирующим свое поведение. Третьим в разговоре выступает подсознание- душа , то , что неведомо и незримо. 
Несомненными являются только факты разума. Кстати, факт, он опять же редко встречается в голом виде, обычно только в обработанном , потому что тогда его легче подтасовать, фальсифицировать и даже инсинусировать. 
Здесь же факт- это мотивация содеянного. Почему? 
Потому что ГГ первым понимает, что врач- не Бог. 
И вот яркий прием текстовой диверсии – окончательное расстройство нормального хода ведения беседы. ГГ « сжигает все мосты» и... остается один на один с « Красиво... Кровавые пятна на белом.. я ведь знал, что так будет . Готовился в последнему дню и слагал для вас письма.. Интересно, вы в правду все разбирали? Какой ваш вывод, доктор? Я болен. А вы? Вы- мертвы. Что будет дальше?» .... 
Открытый вопрос в зал... прямо в лоб читателя. 
Отличная выработка. 

« Странный дом» 

Если честно, то очень внимательно я прочитала этот рассказ( я все- таки склонна думать, что по жанру – это повесть: достаточный набор элементов и приемов для более крупной формы) только сейчас. 
Впечатление- двоякое. 
Потому что основная идея произведения,однако, уходит своей глубиной еще в далекие времена античности- побеждающий себя- могущественен. Но наряду с этой идеей- несколькох подтемок: любовь, детские страхи, почти фрейдовское объяснение детских неврозов, тонкая психология.. и сознательно запутанный сюжет. 
ГГ , Виктору, удается заманить в мир своих сновидений девушку Лиду. В мир сновидений, которые подавляют личное « Я» , оставляя лишь страх и мучения. 
Странный дом- это сознание. Это лабиринт собственных страхов, которые понять можно лишь через призму чужих воспоминаний. 
Блестящее произведение. 

« Brain for five”

Немножко другое по типу восприятия, но опять же глубоко психологическая вещь. 
Очень звучащее произведение- бой барабанов в конце меняется на плавный саксофон. 
Сколько же жизней у одного человека ? И что можно получить взамен на откровенность? 
Обнаженность, читаешь и кажется, что сквозь строки проступают голые кости. 
Это произведение сложно комментировать: много подтекста, много тоненьких нитей, которые в конце все- таки надо смотать в клубок. 
Нерв как у покойника- тонкий канат, по которому идешь обязательно на шпильках и обязательно без страховки. 
Великолепное произведение. 

« Something wonderful » 

Достоевский загадочно обронил однажды : «Красота спасет мир». 
Мне очень долго казалось, что это всего лишь просто фраза, трактовка которой может свестись далеко в классику. 
Но есть такая особенность в сути красоты , возникающая после прочтения данной миниатюры, что красота произведения уже убедительна , поэтому и подчиняет себе даже противоречащее сердце. 
Здесь проскальзывают мистические силуэты, здесь уже обозначившийся авторский стиль и опять же.... открытый финал. Вопрос? 
Почти посткриптум : « она не донесет людям нечто прекрасное». 
Обреченность судьбы. Или же обреченность мира. 

« Рубиновая тень»

Страшный мир. 
Жуткий и опять же психологически натянутый сюжет. 
Текст просто насквозь пропитан дыханием маньяка и ... сладкой карамелью. 
Автор играет словами, играет сюжетом, деталями .... и запахом конфет. 
Кажется, что ощущаешь себя загнанным зверем- в угол, беспощадно, жестоко, знаешь, что разорвут на куски , но все равно продолжаешь царапаться. 
Сюрреалистический рассказ. По Дали. 

Обзор выполнен по принципу постконтекстуального анализа и почти ангажированной интерпретации




Источник: http://www.goneliterate.ru/comm/litreview/event/635.xml
Категория: Очерки | Добавил: Ми (04.07.2009) | Автор: Ми
Просмотров: 725
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2020